Выступление председателя РС профсоюза работников народного образования и науки РФ Чернова Николая Ивановича на Дне учителя

Как было отмечено в докладе,  в обсуждаемом нами законопроекте  «Об образовании в РФ», не идет речи о ликвидации ОУ как таковых. ОУ реализуют образовательные программы, они востребованы, но называются теперь они иначе, то есть  добавляется слово – «бюджетные» и ОУ с нового учебного года  будут называться  -муниципальные бюджетные  образовательные учреждения. Проект закона «Об образовании в РФ» я тоже прочитал и понял по своему.

          В новом законопроекте    многообразие форм получения образования, обучения и самообразования остается и поощряется.   

         Отрадно, что  наконец-то в  модели нового законопроекта достаточно внимания уделяется  развитию дошкольного  образования.

          Ведь после закрытия детских садов в сельской местности, да и в городах,  большинство  детей были лишены доступности дошкольного образования и зачастую в первый класс они приходили не подготовленными к учебной деятельности, что отрицательным образом сказывалось на их  интеллектуальном развитии. Каких трудов стоило нашему педагогическому коллективу и мне лично, первыми в районе открыть смешанные группы кратковременного пребывания детей с 3 летнего возраста. И нас в райадминистрации услышали и поддержали! С  октября 2002 года в нашей школе  функционируют 2 группы   по 15 дошкольников  в каждой, тем самым обеспечивается доступность дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения в микрорайоне  нашего сельского поселения. 

      Несомненно, у всех детей дошкольного возраста должна быть возможность хорошо подготовиться к школе и  быстро адаптироваться к ней.

  В законопроекте также указано, что в дошкольных группах -  формы могут быть разные, но  получение дошкольного образования  должно быть не просто  гарантировано, а обеспечено  каждому. Поэтому в дошкольном образовании предлагается ввести стандарты, а группы  открывать при всех общеобразовательных школах, где имеются возможности.

 

      Если сейчас образовательная программа дошкольного образования de facto включает в себя и присмотр и уход за детьми, то в новом законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня. Законопроектом также  предусматривается, что услуги по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

    Но индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования, как и  в муниципальных ОУ.

   Также, в обсуждаемом  нами законопроекте предусматривается, что школьники должны получить возможность выбрать: выбирать учебные курсы в самом образовательном учреждении при использовании модульных технологий обучения, обучаться в дистанционном режиме в другом ОУ. Чем богаче образовательная среда - тем больше возможностей получения качественного образования, то есть выбор образовательных ресурсов должен быть расширен.

   Для того, чтобы наш выпускник после окончания школы был конкурентноспособен, востребован и адаптирован в новых социально-экономических условиях, усилиями нашего педколлектива расширена образовательная среда.    В    школе осуществляется  целенаправленная  программа по профильной подготовке учащихся  и послешкольного образования. С 2005 года при нашей  школе действует группа слушателей Центра дополнительного образования, довузовской и профессиональной подготовки при Чебоксарском  кооперативном институте, а с 2008 года дополнительно при филиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в Чебоксарах. Учебный процесс обеспечивается нашими же учителями, имеющими высшую квалификационную категорию.   Ребята успешно справляются с выпускными ЕГЭ, а по окончанию курсов получают соответствующие сертификаты. Здесь я могу часами говорить, ведь я сам там работаю. Не загружая вас и без резкого приступа собственной важности могу сегодня заявить высокому сегодняшнему собранию педагогов, что

   много лет уже при школе действует и  группа от автошколы, где готовят специалистов по вождению автомобилей категории А, В и С. Эти курсы сегодня  очень востребованы, значит мы двигаемся в правильном направлении, нам без этого ну никак нельзя.

   Замечания по законопроекту были разные и исходили они из разных представлений  о миссии образования в обществе, однако законопроект ни в коей мере не уменьшает государственной гарантии получения образования. Если подводить итоги обсуждения, то, несмотря на разные высказывания в результате общественного обсуждения стало то, что новый закон об образовании необходим. С ним связаны надежды на изменения в сфере образования, позволяющие с уверенностью смотреть в будущее. Ведь за 20 лет существования упомянутых законов с учетом поправок накопились серьезные противоречия. Хотя бы отличить учреждение от организации. Ни что не может продлиться вечно, все меняется в потоке времени.

Я также считаю, если не в самом законе, то на уровне подзаконных актов должны быть найдены ответы на решение проблем:

1. Гарантированное дошкольное стандартное образование для всех детей и  без очереди. Понятие очередности здесь не должно быть, тем более камней подводных.

2.Для повышения заработной платы педагогических работников при расчёте нормативов финансирования учитывать  необходимость соответствия показателей средней заработной платы педагогических работников показателям средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации», но не надо забывать, что субъекты самые разные  у нас в стране, значит разные налоги и естьественно бюджет разный, ведь в бюджете налог основа всего. Здесь социального взрыва и конфликта интересов не должно быть. Хотя богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто мало тратит.

3. Для решения вопроса о необходимости закрытия маленьких школ на селе должна быть проведена надлежащая открытая экспертиза, изучена альтернатива.  Отвлекают педагога от основного дела угрозами закрытия школы.

4. Нормы разных ведомств часто противоречат друг другу. Выполнить все требования МВД, органов пожарного и санитарного надзора порой не представляется возможным. Это приводит к росту административного давления на ОУ. Для того, чтобы выполнить все требования по обеспечению безопасности, нужны  финансовые подкрепления из бюджета. Школа стала официально бюджетной, а мы все ищем спонсоров! Поэтому возникает необходимость разумного сочетания регламентов разных ведомств,  ответственных  за безопасность ОУ.  В противном случае порождаются  нерукопожатные фигуры, тем более педагог не самый солидный жених в нашем обществе.

    Спасибо за внимание, я очень рад.