Международная конференция в Москве

01 ноября в гимназии № 1529 Центрального округа г. Москвы, прошла Международная конференция «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений». Организатор конференции – Общероссийский Профсоюз образования, Интернационал образования и Московский городской психолого – педагогический университет. Цель конференции: обозначение причины возникновения и распространения насилия в образовательной среде, прежде всего по отношению к учителям и наметить пути выхода из сложившейся ситуации. Проблематика Конференции, состав участников и даже место проведения – выбор не случайный. Дело в том, что за последнее время заметно участились случаи проявления агрессии со стороны учащихся, а порой и их родителей в отношении учителей. Причем «добрую услугу» в этом отношении насилия сыграл Интернет, где «герои борьбы проявляют чудеса и демонстрируют степень крутизны». Но СМИ дают лишь «жаренные факты», где проблема приобретает характер скандальности, а порой и чернухи. Обывателю разобраться в том кто прав, кто виноват зачастую просто невозможно. До сего дня такая проблематика в нашем образовательном сообществе так широко не обсуждалась. Ведь на конференции принимали участие Представители Европейского комитета Интернационала образования, Общероссийского профсоюза образования, Британского Совета в Москве; эксперты по вопросам организации труда и психологической подготовки учителей из Англии, Финляндии, Чехии, Литвы, Украины, Словекии, Швеции; делегации профсоюзов образования из Болгарии, Латвии, Польши, Азербайджана, Белоруссии, Украины; представители Ассоциации лучших школ, победители Всероссийских конкурсов и т.д.

         Ну а то, что проблема все – таки существует и решать ее следует незамедлительно, пришлось убедиться в ходе дебатов на конференции. Особенно помощь необходима молодым специалистам, которые только пришли в профессию. Если они не получат необходимую поддержку от коллектива, то не исключен факт что они разочаруются в своем выборе. Только в дружном педагогическом коллективе, где царит дружба и взаимовыручка, внимание и понимание возможна нормальная работа, где не выглядывают из кабинетов или из-за угла, а работают сообща! Хотя сегодня педагог бесправен. Мы должны все и всем, ни на что не имеем право. Коллектив раздираемый противоречиями, не может создавать развивающую среду. И случай трех господ – ученик, родитель, администратор учителю быть сложно. Несомненно, огромную роль играет профессионализм педагога. Если в обществе нет никаких запретов или стерты грани между «можно» и «нельзя» - это влечет за собой вседозволенность… Другая проблема – родители считают себя всегда правыми и вовсе не хотят довоспитываться и развиваться. Быть учителем от бога и не будет в нашем окружении ни плохих учеников, ни хамов.

         Или такой частный случай в сельской школе. Сам учитель может вызвать непроизвольно агрессию в классе со стороны ученика с легкой степенью нарушения интеллекта. Ведь все дети разного уровня развития. В итоге ребенок мучается в школе сам и мучает учителей. В таком ученике может расти раздражение к учителю, которое перерастет в агрессию. А если в семье нет доброжелательных отношений, ребенок весь негатив может выплеснуть в школе. Толерантному поведению надо учить родителей.

         Действительно, эту тему можно обсуждать долго… Агрессия начинает проявляться в семье, с первого шлепка, с первого запрета, с первой рюмки, от вседозволенности взрослых. Вирус насилия, если на него не обращать внимания, может привести к настоящей эпидемии.

         Мне, безусловно, не удалось полностью ознакомиться со всеми сообщениями. Согласитесь, что в такой короткий срок это практически невозможно. Надо помнить и о том, Профсоюз – это, прежде всего - это его члены, сами педагоги, объединенные в первичные организации. От профсоюза в школе во многом зависит микроклимат в коллективе. Поэтому, если педагоги относятся к выборам лидера формально, сами не стараются участвовать в согласовании интересов участников образовательного процесса и решении проблем, рассчитывая, что все решится самотеком.

 

 

 

Участник международной конференции в Москве, председатель профсоюзной организации работников народного образования района, кандидат философских наук

Н.И. Чернов

 

 

 

 

Р.S. Чернов Н.И. недавно награжден медалью  «За службу образованию» за успехи и достижения в деле образования подрастающего поколения. Медаль утверждена в связи с проведением в 2010 году в РФ Года учителя.