Мой сосед по парте
«Уважайте в себе и других человеческую личность!»
Д. И. Писарев
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях!»
Б. Паскаль
В течение года некоторые классные руководители несколько раз пересаживают учеников с одного места на другое, и каждому из них приходится сидеть то с мальчиком, то с девочкой. Иногда появление нового соседа по парте (столу) вызывает негодование, слезы или скрытое недовольство. Причины здесь самые разные. Чтобы избежать подобной реакции, нужно помочь ребятам лучше узнать, понять и оценить друг друга по достоинству.
1 задание
Предложить учащимся в течение 4-5 минут в дружеской форме, интересно, не обижая и не унижая, рассказать о своем соседе по парте.
2 задание
Предложить учащимся составить портрет своего соседа по парте, используя свои наблюдения, применяя вопросы, на которые тот по желанию ответит и т.д.
Примерные вопросы для составления портрета:
Его имя и что оно означает в переводе на русский язык?
Год, месяц и день рождения (знак зодиака, под которым он родился, и какие великие люди родились под этим знаком).
Есть ли у него братья, сестры (их имена и возраст)?
Какие домашние животные живут у него дома (их клички, повадки, привычки)? (Можно показать их фотографии, если они имеются.)
Чем он увлекается в свободное время?
Что умеет делать лучше своих одноклассников?
В какие игры любит играть?
Какие кружки, секции, студии посещает?
Какие школьные предметы ему нравятся и почему, а какие не нравятся и почему?
Любит ли он читать, если да, то какие книги?
Какие телепередачи смотрит чаще всего?
Есть ли у него друзья в классе? Что он ценит в людях и в друзьях?
Как он относится к своим одноклассникам?
Есть ли у него чувство юмора?
Можно ли на него положиться в трудную минуту? Может ли он прийти на помощь, если его попросить об этом?
Какие его поступки заслуживают уважения, а какие нет?
Что можно посоветовать ему исправить в своем поведении, привычках?
Что бы ты пожелал ему в день рождения?
Будет неплохо, если каждый ученик приготовит своему соседу по парте небольшой подарок (закладку, наклейку, календарик или что-то еще). Можно предложить ребятам, сидящим за одной партой (столом), подготовить игры, загадки, мини-викторину по прочитанным книгам или на знание своего города, поселка, села и провести ее с учениками своего класса. Подготовка и проведение совместного дела сблизят ребят, помогут прийти к согласию и взаимопониманию. После того как сидящие за одной партой (столом) ученики рассказали друг о друге, им предлагается провести с классом заранее подготовленное совместное дело (игру, мини-викторину, небольшой конкурс и т.д.). Потом слово предоставляется другой паре. Если времени не хватит, то можно продолжить на следующем классном часе. В заключение можно обратить внимание ребят на то, что все они очень разные, непохожие друг на друга, но все по-своему интересны и неповторимы. Кроме того, следует посоветовать им поработать над своим характером, привычками и исправить то, что мешает иметь друзей и пользоваться уважением одноклассников.